21.12.2016
Для отечественного рынка ИТ-услуг 2015 г. стал не самым простым, хотя и менее трудным, чем прогнозировали аналитики год назад. По данным IDC, объем сектора составил $4,52 млрд. Это на 34% меньше, чем в прошлом году. Однако, по понятным причинам, в рублевом выражении был отмечен рост на 4,7%.
Аналитики отмечают, что экономический кризис, сопровождаемый падением рубля, заставил многих сократить ИТ-бюджеты, затраты на инфраструктурные проекты, в том числе, на системную интеграцию, перевести средства из капитальных проектов на операционные задачи. Фокус внимания клиентов обратился на поддержку уже внедренных решений.
Отечественный рынок ИТ-услуг вот уже второй год подряд падает в среднем на 30%. Ситуация, что и сказать, сложная, однако игроки не опускают руки: выигрывают на поддержке уже внедренных решений, стараются не отставать от инноваций и все больше повышают клиентоориентированность. Основными трендами этого года стали поддержка, работа с госсектором и проактивность в ведении бизнеса.
Интересно, что данные IDC отчасти расходятся со сделанным в конце 2015 г. прогнозом Gartner Rus, согласно которому в текущем году у 39% российских компаний ИТ-бюджеты в рублевом выражении должны были вырасти (на 31%), у 37% — остаться на прежнем уровне, и только 24% планировали сокращать расходы (на 26%).
С другой стороны, в Gartner Rus отмечают, что рост бюджетов в большинстве случаев связан с падением рубля — и только. Что же касается среднего процента от бюджета, выделяемого компаниями на внешние ИТ-услуги, то он, по мнению исследователей, остался практически без изменений: 14% (14,5% в прошлом периоде).
В качестве основных инструментов оптимизации расходов, к которым прибегают компании, аналитики перечисляют облачные вычисления, мобильные сервисы, решения в области больших данных и аналитики. Основными же потребителями ИТ-услуг по-прежнему являются финсектор, госсектор, телеком, а также производственная отрасль.
Интересно, что даже в достаточно сложных условиях кризиса неотъемлемым качеством отечественного рынка ИТ-услуг является жесткая конкуренция. У каждой успешной компании свои рецепты выживания в такой ситуации, причем демпинг не считается чем-то заслуживающим уважения, поскольку бизнес, занижающий стоимость своих услуг, несомненно, «доберет» на чем-то еще: например, на трудоемкости работ, на необходимых доработках и так далее. Основными сильными сторонами традиционно считаются прозрачность отношений с клиентом и мотивированность на результат.
Как рассказал CNews заместитель председателя правления ЦФТ Андрей Фомичев, «рецепт для работы в высоко конкурентной среде и в условиях экономической нестабильности – это максимальная диверсификация бизнеса с сохранением своего профиля как поставщика ИТ-услуг, а также гибкие стратегии взаимодействия с заказчиками».
Руководство «Компьюлинка» ставит во главу угла репутацию компании. «Наш рецепт – не позволять финансовым ограничениям проекта влиять на качество работ, иначе говоря, мы следуем принципу “работай как надо, и будь что будет”»,— отмечает Александр Белов, директор департамента системных инженеров группы компаний.
Демпинговый характер многих SLA-контрактов подчеркивает — и не одобряет — Михаил Головачев, заместитель генерального директора компании «Амтел-Сервис»: «Следует понимать, что при средней маржинальности сервисных проектов в 20-40%, соглашаясь работать за стоимость в 2 раза ниже рынка, аутсорсер будет достигать экономии за счет качества услуг, сокращая объем необходимых работ, либо используя менее квалифицированный персонал».
Как полагает директор компании «Форс – Центр разработки» Степан Томлянович, демпинг не может стать серьезным оружием конкуренции. «Конкурентоспособность складывается из двух элементов: цены и качества, — отмечает он. — Добиться высокого качества ИТ-услуг можно, только очень хорошо изучив реальные потребности клиента. Это, кстати, часто приводит и к снижению общего «размера чека».
«Не все определяется ценой. Есть уникальные решения, редкие умения, позволяющие реализовать бизнес-задачу, которая обеспечит возврат инвестиций. Наш рецепт — набор уникальных возможностей и специалистов, профессионализм, репутация», — развивает эту мысль заместитель генерального директора, директор департамента по работе со стратегическими заказчиками «Инлайн Груп» Борис Коновалов.
Итог подводит председатель совета директоров группы Optima Андрей Шандалов: «Значительное уменьшение цены обслуживания уменьшает прибыль, что, в свою очередь, не позволяет поддерживать предоставляемые услуги на должном уровне. Особенно это будет актуально при увеличении курса валют: чтобы прибыль осталась у исполнителя, придется неминуемо снижать уровень сервиса. Недовольны останутся все: и заказчик, и исполнитель».