19.10.2016
Эксперты оценивают динамику развития рынка ИТ в госсекторе в 2015 г. по-разному – одни говорят о 10% падении, другие – о 10% росте. Сегодня стартовал целый ряд масштабных государственных ИТ-проектов, что позволяет надеяться как минимум на сохранение уровня государственных ИТ-расходов в 2016 г. на прежнем уровне.
Согласно данным Росстата, в 2015 г. расходы государственного бюджета и внебюджетных фондов по статье «Связь и информатика» составили ₽87,5 млрд, в том числе ₽31,2 млрд – расходы федерального бюджета, ₽56,9 млрд – консолидированные расходы бюджетов субъектов федерации.
По данным CNews, российские регионы в 2016 г. с учетом субсидий Минкомсвязи планируют израсходовать на ИКТ около ₽74 млрд, что на 1,8% больше, чем в 2015 г. (₽72,7 млрд). В Топ-5 регионов по размеру ИКТ-бюджетов входят Москва (₽28,3 млрд), Санкт-Петербург (₽7,8 млрд), Московская область (₽4,6 млрд), ХМАО-Югра и Новосибирская область (по ₽1,7 млрд).
По данным TAdviser, в 2015 г. совокупные расходы на ИКТ федеральных органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов оценивались в ₽98,1 млрд. По предварительным данным, в 2016 г. они увеличатся на 8,3% до ₽106,2 млрд. Среди лидеров текущего года Пенсионный фонд (₽12,6 млрд), МВД (₽12,2 млрд), Федеральное казначейство (₽11,8 млрд), ФНС (₽11,2 млрд), Минкомсвязи (₽9 млрд).
Совокупная выручка участников ежегодного рейтинга крупнейших поставщиков решений для госсектора CNews составила ₽125,4 млрд, что на 22,2% больше, чем в 2014 г. (₽102,6 млрд). Опрошенные CNews эксперты не пришли к единому мнению о динамике развития рынка ИТ в госсекторе в 2015 г. – их оценки разнятся от -10% до +10%.
Единого мнения о том, достигло ли падение российской экономики дна, сегодня не существует. Очевидно, что санкции и, соответственно, анти-санкции будут длиться еще неопределенное время. Гарантий стабильности установившихся цен на нефть давать не возьмется никто. Денег в государственном бюджете явно недостаточно. Как в такой ситуации будет развиваться рынок ИТ с госсекторе?
Уже сегодня стартовал целый ряд масштабных государственных проектов, таких как создание Государственного регистра населения (ГРН), Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), Федерального реестра инвалидов (ФРИ), Единого государственного реестра ЗАГС, ГИС «Контингент», Единой информационной системы в сфере систематизации и кодирования информации (ГИС ЕИС СКИ), МФЦ для бизнеса, ГИС «Электронный бюджет». Их развитие будет продолжено в ближайшие годы.
Все больше внимания уделяется обеспечению информационной безопасности – создается интегрированная сеть связи для госорганов, защищенный онлайн-мессенджер для органов власти и госкомпаний.
Реформирование органов государственной власти, в частности, создание Федеральной службы войск национальной гвардии, упразднение ФМС России и Росграницы, объединение Росфиннадзора и Федерального казначейства, предполагают перераспределение исполняемых ими ранее функций и внесение соответствующих изменений в информационные системы ведомств. Также в ближайшее время начнется реализация системного проекта электронного правительства до 2020 г., предусматривающего системную интеграцию Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) с МФЦ, создание СМЭВ 4.0.
Набирает популярность импортозамещение – в 2016-2018 годах федеральные органы исполнительной власти государственные внебюджетные фонды должны перейти на отечественное офисное ПО и отечественные средства шифрования.
По мнению Михаила Головачева, заместителя генерального директора «Амтел-Сервис», оживления рынка ИТ в госсекторе в 2016 г. ждать не приходится. « С 2015 года мы наблюдаем стагнацию рынка ИТ в госсекторе и серьезные провисания бюджетов. В 2016 году мы ожидаем снижения объемов закупок оборудования и ПО в среднем на 20%, бюджеты на работы и услуги также будут ниже на 10-15% при тех же потребностях, – говорит он. – Объектами наиболее пристального внимания будут решения, связанные с информационной безопасностью существующей ИТ-инфраструктуры, услуги технической поддержки и ремонт оборудования».